Игры с игровыми полями. Маркеры игрового пространства

  • Дата: 22.03.2024

Мастер-класс по изготовлению настольных игр на игровой площадке

Предложенный вашему вниманию мастер-класс по изготовлению настольных игр «Шашки», «Крестики-нолики», «Лесенки» на столе, находящемся на территории игровой площадки детского сада. Игры изготовлены для детей старшего дошкольного возраста. Мастер-класс будет полезен не только для педагогов дошкольного и дополнительного образования, но и для учителей начальных классов и родителей.
Назначение: игры будут актуален в летний период времени для детей, проводящих большое количество времени на улице, для смены активных видов деятельности на более спокойные. Они станут также украшением детских площадок и будут способствовать развитию внимания, памяти и мышления детей.
Цель работы: создание настольных игр (игровых полей) на детской площадке детского сада, не требующих специального ухода и мест для их хранения.
Задачи:
развивать у детей фантазию, мышление, память;
создать условия для интересного времяпровождения и смены активных видов деятельности на более спокойные;
вызвать удовлетворение и положительные эмоции в процессе игры.
Инструменты и материалы , необходимые в работе по изготовлению игровых полей на участке детского сада:
Стол (или любая поверхность), на который будут нанесены схемы игровых полей.
Эмаль синего и белого цвета (любые цвета на ваш выбор).

Кисти.
Крышки из-под молока красного и зеленого цвета (16 штук).
Плотный картон.
Клей ПВА.

Создание игровых полей на участке детского сада

Шаг 1: Подготовка и обработка поверхности для нанесения схемы.
В нашем случае стол был предварительно покрашен и подготовлен. Нам осталось убрать только загрязнения и пыль со стола.
Шаг 2: Нанесение заранее подготовленной схемы игровых полей настольных игр «Крестики-нолики», «Шашки», «Ходилки» на поверхность стола.



Шаг 3: Изготовление шашек и фишек из бросового материала.
Для изготовления шашек мы использовали крышки из-под бутылок молока диаметром 3 сантиметра двух цветов - красного и синего.


Для игры «Крестики-нолики» мы вырезаем 10 кругов из плотного картона диаметром 2, 5 сантиметра.



На кругах мы рисуем 5 «крестиков» и 5 «ноликов» и наклеиваем их на внутреннюю сторону крышек.


Игра «Крестики-нолики» готова!


Для игры «Шашки» особой подготовки не требуется. Необходимы только 8 крышек красного и 8 крышек зеленого цвета.


Данный мастеркласс не требует большой подготовки, но доставляет детям массу положительных эмоций, одновременно тренируя внимание,память и развивая мышление.

3.12 Для проведенияспортивных игр устраиваются следующие виды игровых полей: футбольное, для гандбола, регби, хоккея на траве, бейсбола и др. Их основные характеристики приведены в таблице 3.3.

3.13 Поля для спортивных игр с воротами (регби, футбол, хоккей на траве и т.п.) следует ориентировать продольными осями в направлении север-юг. Допускается отклонение в любую сторону, не превышающее 20°. Поле для бейсбола следует ориентировать с запада на восток.

При наличии в составе спортивных сооружений нескольких спортивных полей одного вида допускается ориентация не более одной трети этих полей в направлении восток-запад.

3.14 Футбольные поля . Футбольное поле представляет собой ровную площадку, окруженную по периметру зоной безопасности, свободной от каких-либо предметов.

Таблица 3.3 - Основные характеристики игровых полей

Вид спорта

Планировочные размеры площадки, м

Единовременная пропускная способность поля, чел./смена

Тип верхнего (рабочего) слоя *

Игровое поле

Зона безопасности

Строительные размеры

Во время соревнований

При учебно-тренировочных занятиях

Передняя сторона

Боковая сторона

НВ-1, НВ-2, В-1

Длина игровой полосы на 1 лунку - 130 - 150 м, ширина 40 - 50 м

9 лунок - 25 га

18 лунок - 50 га

Естественный газон, песок и т.д.

Регби ** (любители, профессионалы)

34 (в смену)

НВ-1, НВ-2, В-1 (синтетическая трава)

90 - 110

НВ-1, В-1 (синтетическая трава), НВ-2

Хоккей на траве **

НВ-2 или В-1 (синтетическая трава)

* См. раздел 8. Принимается по рисунку 8.1.

** Приведены размеры отдельно расположенных полей.

*** За линией дома.

**** За линией «кона».

Поле для игры в футбол имеет прямоугольную форму и ограничено боковыми линиями и линиями ворот. Оно должно иметь ширину от 60 до 75 м и длину от 90 до 110 м (оптимальный размер 68×105 м). Для всероссийских и международных соревнований размеры поля для игры не должны быть менее 64×100 м (рисунки 3.8, А и 3.9).

При нескольких футбольных полях в одном комплексе не более половины из них допускается принимать размером 98×64 м. Такие же размеры следует, как правило, принимать для футбольных полей (независимо от их числа), размещаемых в малых населенных пунктах, в сельской местности и в жилых районах, без уменьшения пропускной способности, приведенной в таблице 3.3.

В виде исключения на затесненных участках в условиях сложившейся застройки допускается (для игр по упрощенным правилам) уменьшение размеров игрового поля до 50×75 м, а для детей возраста 10 - 14 лет до 40×60 м. Проектирование полей уменьшенного размера должно оговариваться заданием на проектирование и согласовываться с соответствующим комитетом по физической культуре и спорту.

Для тренировок футболистов в комплексе должны быть отдельные футбольные поля различных размеров, некоторые из них с безгазонными покрытиями (рисунок 3.10).

3.15 Вне поля игры (независимо от его размеров) должны предусматриваться свободные от каких-либо предметов зоны (полосы, параллельные линиям ворот и боковым линиям); ширина зоны за линиями ворот - 4 - 8 м, а вдоль боковых линий - 2 - 4 м. Ширина зоны между полями для игры, располагаемыми смежно длинными сторонами, может приниматься не менее 2 м. При смежном расположении полей торцами необходимо предусматривать устройства для задержки мячей, устанавливаемые не ближе 4 м от линии ворот. На полях, входящих в состав спортивного ядра, допускается уменьшение ширины полос в пределах до внутренней бровки беговой дорожки.

3.16 На футбольных полях всех размеров, кроме полей для игры детей возраста 12 - 13 лет, применяют одинаковую, обычную разметку, а для игр детей на поле уменьшенного размера применяют упрошенную разметку (рисунок 3.9, Б).

Размечать следует ясно видимыми линиями шириной не более 0,12 м; ширина линий входит в размер поля для игры и других ограничиваемых ими площадей.

Оборудование поля состоит из одной пары ворот (стационарных или съемных) и четырех угловых флагов. Основные размеры стационарных ворот на обычных полях приведены на рисунке 3.9. На полях с упрощенной разметкой (для детей возраста 10 - 14 лет) следует устанавливать переносные ворота длиной 6 м и высотой 2 м (оба размера - в свету).

3.17 Поле для хоккея на траве . Строительные размеры площадки 99,4×61 м, размер игрового поля составляет по длине 91,4 м и по ширине 50 - 55 м. Разметка игрового поля показана на рисунке 3.8, Б. Поле размечается белыми линиями шириной 7,5 см. Ворота устанавливают посередине лицевой линии. Размер ворот 3,66 м по ширине и 2,14 м по высоте. От каждой внешней стороны стойки ворот делаются четыре отметки длиной 30 - 40 см, две на расстоянии 4,5 м и две на расстоянии 9,15 м. По углам поля устанавливаются флаги (1,2 - 1,5 м).

3.18 Бейсбол - игра удара и бега между двумя командами по 9 игроков в каждой. Целью игры является совершить больше перебежек через все базы, чем команда соперников. Во время каждой подачи игроки отбивающей команды стараются обежать все базы максимальное количество раз. Игра проводится на площадке, состоящей из внутреннего и внешнего полей. Внутреннее поле размером 27,44×27,44 м - это площадка, расположенная между четырьмя базами. Внешнее поле размером 114,5×114,5 м - площадка, примыкающая к внутреннему полю и ограниченная продолжением двух его линий. Разметка элементов поля приведена на рисунке 3.11. Ширина линий разметки 5 - 10 см. Цвет не устанавливается, но он должен контрастировать с полем, предположительно белый.

Внешнее поле ограничено примыкающей полосой шириной 5 м (обычно из твердой земли), которая служит зоной безопасности. Переход с травяного покрытия на твердый грунт повышает внимательность игрока вблизи границы игрового поля.

База дома представляет собой пятиугольную пластину из белой резины, а три остальные базы обозначены белыми брезентовыми мешками.

Площадка питчера, игрока, подающего мяч, - прямоугольная пластина из белой резины, размером 60×15 см. Она обычно устанавливается на возвышении.

Позади базы дома на площадке круглой формы диаметром не менее 5,5 м (оптимально 10 м) находится кетчер - игрок, ловящий мяч.

3.19 Поле для регби . Стандартные строительные размеры поля 120×72 м, пропускная способность 34 человека в смену. В соответствии с правилами соревнований размер игрового поля может иметь длину от 107 до 132 м, ширину - от 66 до 68,57 м. План игрового поля для регби приведен на рисунке 3.12. Разметка поля производится белыми линиями шириной 12 см. Ширина боковой линии в размер игрового поля не входит. Линии ворот относятся к зачетному полю, боковые линии и стойки угловых флагов не входят в размер зачетного поля. Ворота устанавливаются на лицевой линии. Расстояние между внутренними гранями вертикальных стоек ворот 5,65 м, а от поверхности грунта до верхней грани перекладины - 3 м.

Конструкции полей для регби принимают такие же, как и для футбольных полей (газонные - НВ-2, безгазонные из оптимальной смеси - НВ-1, с синтетической травой - В-1). Игра в регби возможна и на обычном футбольном поле. При этом ворота устанавливают на лицевых линиях футбольного поля.

Поле для американского регби размером 109,75×48,8 м имеет такое же газонное покрытие, как и поле для футбола, но отличается от него особой разметкой: поперечными полосами (коридорами) через каждые 6 м.

Маркеры игрового пространства представляют собой игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет (игра). Это может быть и домик, и корабль, и самолет, и мост, и карусель, и т.д.

Для их изготовления мы использовали современные, доступные и безопасные для детей материалы: цветные листы полипропилена (красный, синий, зеленый, белый, желтый, черный), цветной скотч, канцелярский нож, линейку и карандаш. Из больших листов полипропилена мы изготовили детали для основных маркеров: прямоугольники 45*30, затем их соединили и обработали края цветным скотчем, получились многофункциональные конструкции игрового пространства, которые легко складываются, переносятся и обрабатываются, что позволяет их использовать, как в помещениях, так и на улице. В сложенном состоянии маркеры занимают мало места, а в разложенном трансформируются в разнообразные масштабные объекты.

Получились основные маркеры: сине-белый из 10 прямоугольников, зеленый из 8 прямоугольников и ширма из 3 больших прямоугольников. Из остатков получились дополнительные маркеры и детали к ним: из разноцветных прямоугольников получился маркер: «карусель», «домино». Из полипропилена черного цвета вырезали круги и обклеили их цветной пленкой. Получилось из одной детали четыре разных предмета: колесо автомобиля, колесо поезда, спасательный круг, шасси самолета, есть также дополнительные таблички «парикмахерская», «касса», «театр», «регистратура».

Используя маркер зеленого цвета мы можем получить лес, забор, тоннель, спортивный тренажер.

Для пополнения и закрепления словарного запаса по лексическим темам: «Деревья», «Грибы», «Ягоды», «Цветы», «Времена года», «Птицы», «Дикие животные». Мы использовали маркер зеленого цвета «Лес». В тоже время этот маркер в середине занятия трасформируется в спортивный тренажер, где реализуется двигательная активность детей. Координируя речь с движением, мы отрабатываем предикативный словарь: прокатывая мяч в отверстия друг другу, дети называют действия птиц (летают, порхают, сидят, клюют, высиживают птенцов, строят гнезда) или как птицы подают голос (чирикают, каркают, кукуют, щебечут, стрекочат, курлычат, воркуют). Также можно закрепить знания детенышей диких животных, один ребенок называет маму, а другой детенышей.

Данные конструкции могут служить для игр на основе лексических тем:

  • «Какие деревья растут в лесу?»
  • «С какого дерева слетел листок?»
  • «Сосчитай орешки, шишки, грибочки у белочки»
  • «Какие ягодки в корзинке у Мишки?»
  • и т.д.


Используя маркер сине-белого цвета, мы можем трансформировать его в «корабль» и предложить детям отправится на нем в морское путешествие.

Отрабатываются лексические темы:

  • «Обитателей морей и океанов»,
  • «Речные рыбы»,
  • «Животные жарких стран»,
  • «Профессии на корабле».

Развиваем грамматический строй речи: образовываем притяжательные прилагательные (Я вижу дельфиний хвост, акулью пасть, черепаший панцирь и т.д. ), (За пальмой спрятался жираф, потому что я вижу жирафью шею ) и т.д.

Знакомство с профессиями на корабле, развитие глагольного словаря «Кто что делает?» (Примеры: Капитан управляет кораблем, кок готовит еду, матрос моет палубу, боцман смотрит в бинокль, рулевой стоит на вахте ).

Если это рыболовецкая лодка, то закрепляется название речных рыб и согласование их с числительными (Я поймал две зубастых щуки, пять колючих ершей, трех серебристых лещей и одного сома ).

В любой момент наш корабль или лодка может превратиться в самолет или космический корабль, достаточно изменить конструкцию корабля и поменять спасательный круг на шасси и можно предложить детям отправиться на Северный полюс (отрабатывается речевой материал по теме: «Животный мир Севера», выполняется слоговой и звуковой анализ названий обитателей Севера, предложно падежные конструкции). Нарвал выныривает из воды. Морж отдыхает на льдине. Белый медведь охотится на тюленя и т.д.


А можно полетать над городом Санкт-Петербург и разглядеть музей под открытым небом. Пролетели над Невой, под Дворцовым мостом. Облетели вокруг Петропавловской крепости, покружили над Медным всадником, приземлились на Марсовом поле и т.д. Можно использовать игру «Доскажи словечко» (Медный… всадник, Дворцовая … площадь, Ростральные … колонны, Исаакиевский … собор ).


Если мы полетим в космос на ракете, то можно назвать планеты на заданный звук: на гласный — Уран . на мягкий согласный — Венера, Земля, Меркурий, Нептун ; На твердый согласный — Марс, Плутон .

Маркер желто-красного цвета трансформируется в дом, отрабатывается речевой материал по теме: «Семья».


Если повесим табличку «Касса», «Театр» можно отработать связную речь, диалогическую и монологическую речь, слоговую структуру сложных слов, автоматизировать поставленные звуки, познакомить с устным народным творчеством и произведениями детской художественной литературы. Театр может быть теневой, перчаточный, бибабо, с использованием масок и другие.


Маркеры можно комплектовать и дополнять друг другом. Например: «грузовик» получается из маркера зеленого цвета (кузов) и маркера желто-красного цвета (кабина).


«Лес и речка» получаются из маркеров синего и зеленого цвета.


«Поезд» получается из маркеров зеленого и желто-красного и синего цвета.


Можно построить «мост над рекой» (река — синий маркер, а мост — зеленый) или «плотину».

Из двух маркеров можно построить «двойные ворота».


Из прямоугольников разного цвета (синий, желтый, красный и зеленый) мы изготовили маркер «Времена года», который используем для закрепления и обобщения знаний по временам года.

Маркер «Карусель» состоит из 6 разноцветных прямоугольников, к которым с одной стороны прикреплены прозрачные карманы. Этот маркер многофункционален. Его мы используем для автоматизации поставленных звуков (в кармашки вставляются нужные буквы). Ребенок должен придумать слово с заданным звуком в нужной позиции. Для закрепления фонематического анализа и синтеза, слоговой структуры слов в кармашке вставляются цифры и перед детьми ставятся определенные задачи: подобрать слова с заданным количеством слогов или подобрать слово с определенным количеством звуков или придумать предложение с заданным количеством слов. Можно вставлять картинки по лексическим темам и закреплять материал.

Для развития психических процессов (внимания, мышления и воображения) вставляются любые картинки, которые надо объединить в единый связный рассказ. В кармашки можно вставить схемы слов, а дети должны соотнести предложенные картинки со схемой или придумать свое слово на заданную схему.


Маркер «Карусель» можно трансформировать в треугольник, состоящий из красной, зеленой и синей части. Дети по кругу движутся под музыку вокруг, а по окончанию музыки останавливаются и придумывают слова на заданный звук, если возле красного прямоугольника — то на гласный звук, возле синего — то на твердый согласный звук, возле зеленого — то на мягкий согласный звук.


Маркер «Карусель» может превратиться в маркер «Домино», состоящий из белого и черного прямоугольника. Кладем маркер на пол, дети стоят по краям напротив друг друга и, кидая мяч, называют существительные в единственном и множественном числе в именительном падеже, а затем и в родительном падеже — Игра «Один — много».

Игра «Назови ласково» (назвать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Игра «Скажи наоборот», «Скажи по-другому» (назвать антонимы и синонимы)

Придумать слова на определенный звук, слог, с определенным количеством слогов и т.д.

Также все перечисленные маркеры можно использовать для аналога игры «Умники и умницы», что бы проверить и закрепить полученные знания по любым темам.


Нетрадиционное оборудование – «Игровые поля», разработано для детей дошкольного возраста и используется в образовательной деятельности по физической культуре в МАДОУ города Нижневартовска ДС №44 «Золотой ключик». Игровые поля являются частью оборудования рецензированной модифицированной программы «Весёлая тренировка» для детей 5-7 лет.

Игровые поля представляют собой квадраты (1.5м х 1.5м) или прямоугольники (1.5м х 75см) из качественной фанеры, которая обвёрнута сверху тонким поролоном, который ничем не закреплён. На данную основу сшиты различные сюжетные игровые поля из габардина, которые надеваются на основу как простыня и крепятся с обратной стороны резиновыми верёвками в сшитые матерчатые петли. Таким образом, поле натягивается сверху и является безопасным для босых ног детей. На самом поле нашиты варианты изображений (листья, кочки, цветы и т.д.) или крепятся на липучки объёмные фигуры (пеньки, грибы, брёвна и т.д.), необходимые для прохождения препятствий на занятии поточным способом. Игровые поля легко снимаются с основы, обрабатываются на прачке в стиральных машинах и вновь используются.

Игровое поле «Речка» - предназначено для обучения и закрепления прыжка в длину с места.

Игровое поле «Поляна»

Игровое поле «Цветы» - предназначено для развития силы ног в прыжках из глубокого приседа.

Игровое поле «Поляна» - предназначено для развития ловкости и быстроты прохождения поставленных преград.

Игровые поля «Листопад», «С кочки на кочку » - предназначены для закрепления и совершенствования прыжков на двух и одной ноге с продвижением вперёд.

При подготовке к занятию игровые поля отбираются и размещаются в спортивном зале в необходимой последовательности в зависимости от задач занятия. Используются в основной части занятия, дети выполняют упражнения поточным способом в быстром темпе на этапе закрепления движений.

Задачи использования игровых полей:

  1. Развитие физических качеств: быстроты движений, двигательной реакции, темпа движений, ловкости, силы.
    1. Развитие координационных способностей: точности движений, равновесия.
    2. Закрепление и совершенствование основных видов движений.
    3. Формирование устойчивого интереса дошкольников к занятиям по физической культуре.

Практическая значимость определена разработкой:

  1. Конспектов занятий с подбором физических упражнений и последовательностью выполнения основных видов движений.
  2. Картотекой подвижных игр с использованием «Игровых полей».

Образовательный эффект:

  1. Высокий уровень физической подготовленности детей 5-7 лет увеличился на 57%, и составляет 78%, низкий уровень отсутствует.
  2. Показатели темпов прироста физических качеств увеличились и составляют 18%.
  3. Команда детей «Олимпийские надежды» от МАДОУ г.Нижневартовска ДС №44 «Золотой ключик» в 2015г. заняла 1 место в городских соревнованиях среди детей ДОУ «Кросс нации»; 1 место в городских соревнованиях по общей физической подготовке в рамках Спартакиады среди дошкольных учреждений города.