Переносной системы освещения из внешних вспышек. Узнайте, как получать профессиональные фотографии со вспышкой снятой с фотокамеры

  • Дата: 15.03.2024

Рассмотрим схему съемки контрастного портрета в студии, на чёрном фоне, с использованием двух источников света. Вспышками служат моноблоки Bowens. Для создания жесткого рисунка света и тени, возьмем специальные насадки с сотами. Beauty Dish с сотовой насадкой будет служить источником рисующего света. А тубус послужит источником акцентирующего (иногда называемого скульптурного) или моделирующего света.

Моделирующий свет — расположен по оси рисующего света, и находится с противоположной стороны от модели. Светит на модель. «Отрывает» неосвещенную половину модели от фона. Не имеет чёткого рисунка и не конкурирует с рисующим светом. При неправильной установке (например, излишняя яркость) может нарушить всю световую палитру. Если фотограф «не видит» или не понимает моделирующий свет, то от него лучше отказаться. В связи с тем, что свет источника моделирующего света может попасть на переднюю линзу объектива и снизить контраст или вызвать нежелательные блики, он устанавливается в тубусе, либо источник освещения комплектуется защитными шторками.

Акцент светом в портретной фотографии часто используют, чтобы выделить какую-то часть лица или тела. В некоторых иностранных источника есть термин slash light обозначающий небольшой освещенный «срез» лица. Жесткий световой акцент в основном применяют для мужских портретов. Такой свет придает форму и идеален для мускулистых фигур и создания скульптурного объема.
А в женском портрете лучше использовать мягкое освещение. Однако, схема наглядно показывает как получить контрастный рисунок двумя источниками жесткого света. Очень часто такое освещение используют в коллажах рекламных плакатов или киноафиш. Акцентирующий свет можно получить с помощью прожекторной насадки или тубуса, а мощность источника должна быть на пол ступени больше мощности рисующего.

Схема света: Два источника импульсного света – портретная тарелка с сотами и тубус с сотами.

Портретная тарелка Beauty Dish – специальная насадка для портретной фотографии. Специфический характер освещения, который создает портретный рефлектор, отличается от софтбоксов или зонтов, так как поток света распределяется на отражающей поверхности равномерно. Для получения более мягкого света используется диффузор, а для получения направленного света используются соты под размер тарелки.

Тубус с сотами – насадка, применяемая в портретной съемке для создания блика или подсветки волос. Освещение точечным источником света, таким как тубус, требует более тщательной и аккуратной установки вспышки.

Image 2 : На фотографии видно, как не очень точно расположенный источник моделирующего света повлиял на характер рисунка.

Поставьте источник рисующего света под 45 градусов к модели спереди и чуть выше, а источник моделирующего света, наоборот, под углом 45 градусов и выше за объектом съемки. Получится контрастный портрет, хорошо выделяющийся на чёрном фоне.

В идеале каждый раз, когда мы фотографируем кого-то, у нас в распоряжении находится полный комплект студийного оборудования или чудесный хорошо рассеянный солнечный свет. Однако, в реальности все не так. Обычно солнечный свет либо слишком слабый, либо слишком интенсивный. У нас не всегда есть возможность работать в студии, не говоря уже о полном комплекте осветительных приборов, которые мы можем использовать.

Иногда просто не хватает времени на изучение новых техник, аренду оборудования или поиск идеальных локаций. А бывает такое, что объект съемки очень ограничен во времени или местоположении. Тем не менее, несмотря на ограничения, мы делаем все возможное, чтобы каждый раз обеспечить профессиональные снимки. Смысл этого урока показать техническую сторону съемки со вспышкой, про "художественность" здесь речь не идет.

Вы чувствуете себя готовым компенсировать разные условия освещения, в которых вам возможно придется работать?

Естественный свет прекрасен для всех типов портрета, включая фотографии только лица. Отражение этого света с помощью рефлекторов или просто поиск яркого затененного места всегда работает хорошо. Хотя, если в вашем распоряжении есть вспышка, то вы можете даже создать драматическое освещение, чтобы обеспечить хороший портретный снимок лица.

Следующие три совета помогут вам в работе над фотографией лица с использованием только одной вспышки, чтобы компенсировать не идеальные условия освещения:

1. Рассеивайте свет от вспышки!!!

Используя вспышку, последнее, чего вы хотите, так это очевидность ее использования на снимке. Чтобы избежать этого, вам нужно найти способы сделать свет более рассеянным, уменьшить жесткий эффект, так или иначе производимый вспышкой. Есть несколько путей решения этой задачи, и каждый из них работает сам по себе. Хотя сочетание техник даст лучший результат.

  • Отражение света –если поблизости от вас есть стена, потолок на расстоянии нескольких футов от вас, или у вас есть любой рефлектор, отражайте. Направьте вспышку на отражатель так, чтобы она заполнила тени и компенсировала неравные условия освещения.
  • Направьте вспышку позади вас, чтобы рассредоточить свет вспышки – это может звучать нелогично, направление света ПОЗАДИ вас помогает немного рассеять свет. Это обеспечивает фронтальный свет, направленный на ваш объект, но более мягкий, чем если бы вспышка была направлена прямо на него.
  • Используйте рассеиватель на вспышке – это может быть пластиковая крышка, мини софтбокс из ткани, гибкий прилагающийся отражатель или их любая самодельная альтернатива – рассеиватель непосредственно на вспышке мгновенно смягчит свет и даст вам более универсальное освещение вашего объекта.
  • Установите зум на вспышке на максимально возможное значение – ваша вспышка может быть настроена для установки соответствующего угла обзора фокусного расстояния используемого объектива. Тем не менее, это можно сделать вручную не зависимо от того, какой объектив вы используете. Когда вспышка установлена на 70 мм, например, свет будет более узкий и прямой, чем при настройке на 24 мм. Хотя само по себе это не создает существенной разницы, но все же может быть использовано дополнительно с другими способами рассеивания.

Слева без вспышки . Справа – одна вспышка, установленная на камеру и направленная вправо от объекта для заполняющего света.

На фотографиях до и после, которые вы видите выше, снимок слева показывает результат использования естественного света от окна. Это хороший свет, но не всегда то, что вам нужно.

На фотографии справа изображена та же локация, та же поза, но с использованием одной вспышки для заполнения теней. Вспышка установлена на камеру и имеет купольный рассеиватель. Она направлена влево от фотографа (вправо от объекта) и отражается от стены и потолка, мощность установлена вручную на 1/8.

2. Используйте синхронизатор для вспышки, чтобы снимать со вспышкой снятой с камеры.

Если у вас есть возможность фотографировать со вспышкой снятой с камеры (имеется синхронизатор или провод), то поиграйте с положением вспышки (смещайте ее вправо или влево), чтобы добавить драмы или эмоций (подробнее про съемку со вспышкой снятой с камеры в конце статьи). Эта техника даст вам студийный вид, но может быть использована в любом месте. Будьте уверенны, что такой снимок удовлетворит потребности вашего клиента, особенно учитывая то, что эта техника дает очень сильный результат. Например, владелица цветочного магазина может захотеть более естественный снимок на открытом воздухе или в ее магазине, в то время, как автору технологического стартапа понравится более жесткий стиль с драматическим освещением. Ситуации бывают разные, поэтому вот несколько вариантов для расположения вспышки:

  • Непосредственно позади клиента
  • Под углом 45 градусов за или перед клиентом
  • Непосредственно сбоку

Слева без вспышки . Справа ручной режим , естественный свет недоэкспонирован на несколько шагов , одна вспышка справа от объекта .

Фотографии до и после выше показывают, как использовать одну вспышку, чтобы создать эффектный портрет лица внутри помещения. Фотография слева правильно экспонирована для в данных условиях естественного освещения. Фотография справа с помощью настроек существенно недоэкспонирована относительно естественного света (чтобы задний план был максимально затемнен), а затем одна вспышка была установлена справа от объекта, чтобы создать концентрированный и эффектный свет.

3. Используйте вспышку в ручном режиме.

Использование вспышки в ручном режиме является наилучшим способом контроля над светом, но зачастую он упускается из вида. Ручной режим вспышки позволит вам установить мощность в любой ситуации. Снимаете в помещении и отражаете свет вспышки? Начните с 1/8 от полной мощности. Снимаете при ярком солнце? Начните с 1/2 и, если понадобится, уменьшите мощность. Хотите мягко заполнить тени в помещении? Установите вашу вспышку на мощность 1/16. Имейте ввиду, что вы должны знать отправные точки для разных ситуаций, но в каждой из них настройки будут индивидуальны.

Слева вспышка не использовалась, снимок сделан на открытом воздухе. Справа та же локация и поза, использована одна вспышка на камере с мощностью 1/4.

Фотографии до и после выше показывают, как можно использовать одну вспышку, чтобы компенсировать тени при съемке на открытом воздухе. На фото слева использован естественный прямой свет без вспышки. Фотография справа была сделана в то же время, в том же месте и тех же условиях, но с использованием вспышки с мощностью ¼, чтобы заполнить тени.

Независимо от того, какие инструменты у вас есть на каждой фотосъемке, важной частью работы фотографа является умение правильно их настроить для каждой конкретной ситуации. Владение большим арсеналом техники не всегда является необходимым. Часто принадлежности, которые вы держите в руках, могут справится с той работой, которую вам необходимо сделать; все, что нужно, так это позволить вашему мышлению выйти за рамки.

Узнайте, как получать профессиональные фотографии со вспышкой снятой с фотокамеры.

Кликните на картинку ниже.

В этой статье мы разберём технологию съёмки портрета в помещении с использованием накамерной вспышки. Разберём на примерах съёмки в квартире, ибо это одно из самых простых и доступных мест для фотосессии, тут главное – интерьер удачный подобрать.

Если у Вас дома пёстрые обои, советские шкафы и ковры на стенах, то ради бога, избавьте этот и без того грешный мир от подобных фотографий – лучше найдите знакомого или подругу, у которых в квартире можно сделать приличные портреты.

В квартире неплохие фотографии получаются на фоне штор, деревянных дверей, зеркал, дивана или кровати, нейтральных обоев, ламината, ковролина либо общего интерьера, если он выглядит достаточно прилично.

Естественно, можно замутить тематические фотосессии и в творческом бардаке, и в помещении с обшарпанными стенами, и в полном советском интерьере. Но в этом случае образ Вашего портретируемого и все остальные детали должны соответствовать тематике.

Другими словами, всегда думайте над тем, кого Вы фотографируете, в каком образе, и соответствует ли этому окружающая обстановка или, наоборот, противоречит.

Съёмка в помещении со вспышкой предполагает следующие особенности:

1. Можно снимать, свободно передвигаясь по всей квартире.

2. Важно наличие белого потолка, от которого мы будем отражать импульс вспышки, и при этом крайне нежелательны насыщенно цветные стены (розовые, синие), ибо они будут давать цветные рефлексы на кожу портретируемого.

3. Можно снимать в любое время суток и в любую погоду, что доставляет нам определённую свободу в выборе времени.

Из оборудования нам понадобится:

  1. Фотокамера с объективом.

В данных условиях его светосила не имеет особого значения, ибо здесь нам будет помогать вспышка, но чем лучше объектив, тем более четкие, качественные и, не побоюсь этого слова, красивые в целом, выходят снимки. Также не забывайте о том, что в интерьере Вы довольно стеснены в передвижении, и лучше не использовать объективов с фокусным расстоянием более 85 мм.

2. Внешняя вспышка.

Больше из оборудования здесь нам ничего не потребуется – можно переходить непосредственно к процессу съёмки.

Во-первых, хочу сказать: даже не думайте заменить внешнюю вспышку на встроенную. Неважно на сколько у Вас продвинутая фотокамера и есть ли софтбокс к встроенной вспышке – действительно качественного результата Вы с ней всё равно не получите, а Вашей целью не является делать убогие снимки.

Встроенная вспышка даёт яркий импульс света прямо в лоб портретируемому, что приводит к бликам на лице, полному уничтожению светотеневого рисунка, высвечиванию глаз и т.д.

Запомните раз и навсегда, что встроенную вспышку можно использовать только в экстренных случаях, когда кадр нужно получить любой ценой, но уж точно не во время творческой съёмки!

Если это понятно, тогда давайте представим, что Вы накрутили вспышку на фотокамеру и включили её.

Самый простой и универсальный способ настроек, если Ваша вспышка имеет функцию Ettl:

1. Переключаете фотокамеру в режим «М» – полностью ручное управление.

2. Устанавливаете ISO 100 или 200 ед.

3. Устанавливаете выдержку 1/160 – 1/250 сек. – это универсальное значение для работы со вспышкой.

4. На самой вспышке включаете режим Ettl.

5. Начинаете фотосъёмку, управляя диафрагмой и фокусировкой, точно так же, как делали без вспышки. Только теперь у Вас появился ещё и источник света, с которым Вам необходимо работать.

Снимая в помещении, нельзя направлять вспышку прямо на модель – это испортит нужный Вам светотеневой рисунок и создаст тот же эффект, что и при встроенной вспышке. Если потолок белый, Вы можете направить вспышку вверх – так Вы получите мягкий и рассеянный свет.

Можно также отразить импульс вспышки от стены, например, если модель с одной стороны освещена светом от окна, а с другой требуется дополнительная подсветка. Но в этом случае учитывайте, что свет должен быть ровным и естественным. Противоположная от окна сторона лица модели не должна получиться светлее, чем та, на которую падает естественный свет.

Техника подстройки проста: сделали снимок – посмотрели, что получилось.

Если света много или, наоборот, мало, то просто настройте экспокоррекцию вспышки на
+1/+2 -1;-2.

Рассмотрим конкретные примеры.

Перед Вами фотография, снятая на камеру Canon 60D, с импульсом вспышки, отражённым от потолка. Здесь была включена система Ettl, выдержка установлена в постоянное значение 1/160 сек., снимали на режиме «М» и в процессе съёмки подкручивали только диафрагму и экспокоррекцию самой вспышки.

Фотоаппарат: Canon EOS-60 D

Объектив: Tamron 28-75 mm f/2.8

Вспышка:

Режим вспышки:

Режим: M

ISO: 200

Диафрагма: 4

Выдержка: 1/160

Этот снимок тоже сделан в режиме автоматической синхронизации вспышки с фотокамерой Ettl. Значение выдержки и ISO, как видите, мы не меняем. Обратите внимание на то, что эти снимки сделаны с достаточно простеньким объективом Tamron 28-70, а вот на вспышке лучше не экономить, и здесь использовалась модель Canon…

А вот ещё один пример, сделать который мне помогло минимальное фокусное расстояние уже озвученного объектива Tamron 28-70.

Фотоаппарат: Canon EOS-60 D

Объектив: Tamron 28-75 mm f/2.8

Режим: M

ISO: 200

Диафрагма: 6.3

Выдержка: 1/160

Экспокоррекция: 0

Если бы у меня был фикс 85 мм, то с этого расстояния в кадр бы влезла лишь голова одного человека, а мне отходить дальше уже было некуда. Здесь, как и на предыдущих фотографиях, была включена система Ettl, та же выдержка 1/160 секунды, диафрагма 6.3, для того чтобы взять в резкость всю компанию друзей.

Фотоаппарат: Canon EOS-60 D

Объектив: Tamron 28-75 mm f/2.8

Режим: M

ISO: 200

Диафрагма: 4

Выдержка: 1/160

Экспокоррекция: 0

Здесь всё то же самое, только ещё наложено дополнительное тонирование, чтобы придать фотографии более мягкий оттенок и скрыть небольшие блики на платье, которые всё-таки дала вспышка, несмотря на отражение от потолка.

Вообще, глянцевую одежду лучше не использовать при съёмке со вспышкой.

Если Вы фотографируете вдали от окна, или в Ваши планы просто не входит освещать вспышкой всё помещение, то Вы можете просто увести экспокоррекцию вспышки в -1, -2, -3. Таким образом, Вы легко получите нужный эффект, например как здесь:

Свет от вспышки нам нужно было приблизить к минимуму из довольно простых соображений – чтобы чёрный коридор за портретируемым сохранил свою загадочность и таинственность.

Вот и всё! Ничего хитрого в использовании внешней вспышки на самом деле нет, и она является отличным инструментом, который позволяет делать фотографии в различных помещениях, независимо от расположения окна и времени суток.

Еще больше секретов о том как снимать портреты, вы сможете узнать из моей рассылки: http://manhattan-photo.ru/

Next Post: Портрет в помещении со светом от окна

Previous Post: Портрет в квартире с самодельным фоном

Обычно, фотографировать в домашних условиях достаточно сложно, из-за плохого освещения. Сложно, но все поправимо. Внимательно прочитайте эту статью и используйте наши советы, тогда у вас точно получатся яркие и четкие групповые портреты, при том что под рукой у вас будет только вспышка и софтбокс.
Софтбокс помогает смягчить жесткий свет вспышки, и равномерно распределяют его по большой площади для более естественного вида.
Перед началом съемки, определитесь с местом, например в новый Год лучше всего фотографироваться возле елки, или около красивого камина, если вы живете в частном доме. Так же заранее позаботьтесь о реквизите. В праздничные дни это может быть бокал шампанского, или подарочек от Деда Мороза. Уютная домашняя обстановка сделает ваших моделей более непринужденными и расслабленными.

В данном случае, съемку лучше проводить в формате JPEG. Наши фотографии будут очень ярко освещены, поэтому излишняя четкость и детализация в тенях может повредить общему виду, поэтому в такой ситуации RAW режим лучше не использовать.

Установите камеру

Установите камеру на штатив, и выберите ручной режим съемки. Прикрепите вспышку на горячий башмак, и разместите софтбокс на вспышку. Установите все в нужном месте и убедитесь, в том, что и для вас на снимке осталось достаточно места.
Настройка фотоаппарата
Установите выдержку на 1/125 сек. и диафрагму F/8, с такими настройками вы сможете получить четкий кадр. Установите светочувствительность на значение 400 ISO, что бы фотографии были более четкие, если на ваш взгляд в комнате слишком темно, и этого может быть недостаточно, то значение можно поставить и выше. Выберите точечную фокусировку и настройтесь на лице человека сидящего по центру кадра и находящего к вам ближе остальных.

Настройка вспышки

Установите вспышку в режим E-TTL (по умолчанию) и сделайте пробный снимок. Яркость предметов будет определяться мощностью вспышки, которую можно отрегулировать с помощью компенсации экспозиции, установленной или на самой вспышке, или на камере. Яркость фона определяется освещенностью, так что изменяя настройки камеры можно увеличить, или уменьшить её.

Съемка с таймером

Установите на камере 10-секундный таймер автоспуска, это даст вам достаточно времени, чтобы самому попасть в кадр. 10 достаточно много времени, что бы хорошо разместиться, не суетиться и конечно же улыбнуться. Очень часто люди в этом случае слишком спешат и выглядят перепуганными в кадре, учтите это и не сами себе не портите фотографию. Если ваши друзья решили поднять бокалы на камеру, убедитесь, что никто не закрыл бокалом лицо.

Праздничный портрет

Для того, чтобы сделать портрет одного или двух человек, а не групповой снимок, установите все тот же софтбокс. Выдержку оставьте на значении 1/125 сек, но диафрагму можно открыть примерно до F / 4, это связано с тем, что вам не нужно будет фокусироваться на нескольких людях одновременно. Опять же, вы, возможно, потребуется увеличить ISO, и установить его в диапазоне от 800 или 1600, что бы предотвратить появление слишком темных фотографий.

Веселитесь!

Праздничные фотографии должны быть живыми и веселыми, поэтому постарайтесь организовать съемку тогда, когда у всех будет хорошее настроение, никто не будет никуда спешить. Общайтесь со своими близкими, так они будут чувствовать себя увереннее и раскрепощение, что непременно положительно повлияет на фотографии. Время от времени, фотографируя, отводите в камеру в сторону и говорите со своими родными, подбадривайте их. Лучше всего фотографировать немного сверху, что бы избежать появления двойного подбородка и сделать более красивую фотографию.

Избавляемся от бликов на коже

Будьте очень внимательны. Появление бликов на лицах моделей могут сильно испортить ваши фотографии, но даже если они появились в результате света вспышки – не волнуйтесь, все можно исправить. Что бы избавиться от блика откройте изображение в графическом редакторе (Photoshop), создайте дубликат слоя и выберите инструмент Clone Stamp.Зажав кнопку Alt щелкните на красивом участке кожи и клонируйте этот участок на проблемной области, затем уменьшите непрозрачность слоя для того, что б этот участок кожи выглядел естественно.

Очень часто люди, недавно взявшие в руки фотоаппарат, жалуются: «Я бы очень хотел начать снимать портреты, но у меня нет для этого не только студии, но даже пристойного, не говоря уж о хорошем, оборудования…». Они искренне считают, что для того, чтобы заниматься портретной съемкой, нужны дорогие осветительные приборы, штативы, несколько фонов и многое другое. А у них и внешней вспышки порой нет. Но, тем не менее, отказываться от опытов в портретной съемке, даже в таких скупых условиях, ну никак нельзя. Существует огромное количество других, намного более простых, способов создания хороших фотопортретов, несложных вариантов освещения.

Чаще всего начинающие фотолюбители имеют фотокамеру с так называемой накамерной, или, по-другому, встроенной фотовспышкой. Если ваш фотоаппарат оснащен вспышкой с поворотной головкой - это очень хорошо. Такая вспышка вам легко позволит использовать систему TTL (Through The Lens), то есть способ измерения экспозиции непосредственно через съёмочный объектив фотоаппарата. И ещё поворотная головка вспышки даст вам возможность при съемке использовать отраженный свет.

Для того, чтобы сфотографировать модель с отраженным светом, нужно повернуть головку вспышки так, чтобы световой поток, исходящий при ее импульсе, попадал не на собственно модель, а на какую-нибудь поверхность, которая может «работать» отражателем. Проще говоря, равномерно окрашенную стену или потолок. Такие поверхности обычно обладают хорошим отражающим эффектом. Попав на подобную поверхность, световой поток от вспышки отразится от нее и уже в рассеянном, ровном виде мягко осветит того, кого вы снимаете. Такое освещение намного более привлекательно, чем освещение «в лоб». Возможность получения плохих снимков при фотографировании с отраженным светом сводится практически к нулю. Для опыта можете сфотографировать свою модель два раза: с «лобовым» освещением вспышкой и с отраженным светом. И, как говорят, «почувствуйте разницу».

Отраженный свет, падающий на портретируемого не от самого источника, а от отражающей поверхности, намного расширяет ваши возможности. Если вместо стены или потолка использовать, например, просто лист ватмана, кусок пенопласта или ещё что-нибудь подобное, да хоть даже обыкновенную газету, то можно получить ещё лучшие результаты. Свет от такого отражателя можно направить как угодно, так как вам будет надо. Можно даже самим сделать несколько отражателей различных форм и размеров. Только покрасить их нужно в белый или светло-серый цвет.

При помощи только лишь одного источника света совсем несложно создать на снимке иллюзию того, как будто вы фотографировали модель с несколькими осветительными приборами. Как это сделать? Очень просто! Портретируемого нужно расположить в углу комнаты, в которой вы ведете съемку, а источник света, вспышку, например, направить в боковую стену. А ещё лучше - под углом в потолок. Угол этот нужно подобрать таким образом, чтобы свет, отразившийся от потолка, попадал на волосы вашей модели. В то же время свет, который отразится в этом случае ещё и от стены, тоже даст эффект ещё одного источника света. Но, фотографируя при такой схеме освещения, нужно быть очень внимательным. Тут следует обратить особое внимание на положение лица модели. На нем должен образоваться красивый свето-теневой рисунок.

Профессиональные фотографы при съемке портретов часто используют софтбоксы. Это специальные приспособления, которые позволяют световой поток от осветительных приборов сделать намного мягче и направить его так, как вам нужно. Вплоть до того, что осветить только лишь часть лица портретируемого, например, лоб или глаза. Софтбоксы можно приобрести в специализированных магазинах. В продаже есть различные их варианты, даже такие, которые разработаны производителями специально для накамерных вспышек.

В портретной съемке хорошо использовать и специальные светоотражающие зонты. Они тоже продаются в магазинах. Зонты дают мягкое и рассеянное освещение на большей, чем софтбоксы, площади, практически на всю комнату. Вот именно в этом и заключается сложность работы с ними, и, причем, не только в этом, а ещё и в том, что при съемке с зонтом сложно контролировать направление света.

Тут следует напомнить вот ещё что. Из школьного курса физики вы должны помнить, что чем больше площадь источника света, тем мягче освещение, которое от него исходит. Сравните, например, свет от большого окна и свет от маленькой галогенной ламы. Точно так же и зонты, и софтбоксы. Например, используя при съемке крупный софтбокс, вы получите широкий пучок мягкого света, который будет как бы обволакивать вашу модель.

Теперь скажем несколько слов о работе с выносной, внешней вспышкой. Проблем с ними сейчас практически нет. И сами вспышки, и зеркальные фотокамеры сегодня настолько совершенны, что позволяют работать без всяких кабелей, которые путаются под ногами. Вспышку с дистанционным управлением можно установить в любой точке комнаты, в которой вы работаете. Но напомним ещё раз: будьте аккуратны! Свет от вспышки достаточно жесткий, и поэтому не стоит направлять ее непосредственно на портретируемого. Рекомендуем смягчать этот свет софтбоксами, зонтами или отражателями.

При съемке с софтбоксами и выносной вспышкой нужно предварительно поэкспериментировать, а, точнее, найти такое положение источника света и комбинацию его с софтбоксом, чтобы свето-теневой рисунок на лице модели был бы интересным и привлекательным. Неудачное, неправильное использование софтбокса может только испортить портрет, и модель будет очень недовольна вашей работой. Как вариант, можем порекомендовать располагать источник света и софтбокс в стороне и немного выше модели.

Софтбокс в нашем случае выполняет роль основного источника света. Этот свет может быть и моделирующим, и просто работать в качестве подсветки, например, волос или ещё чего-либо. Главное, каким бы образом вы не использовали софбокс, установит его нужно так, чтобы лицо портретируемого было хорошо и красиво освещено.

Если вы снимаете портрет на улице, то естественное солнечное освещение можно комбинировать с искусственным, в том числе и со вспышкой с софтбоксом. Вспышка с софтбоксом может, например, подсветить фон. Но в таких случаях фотографировать лучше не на открытой площадке, где солнце светит очень ярко, а где-нибудь в тени. Софтбокс нужно в этом случае использовать точно так же, как и при съемке в помещении - как искусственное освещение, а естественный свет будет подсвечивать волосы модели.

При съемке в помещении один софтбокс иногда не сможет дать достаточного освещения. Тут вам поможет зонт или отражатель, которые выступят как бы вторым источником света.

Ещё раз напомним, что прежде чем начать работу с портретируемым, нужно очень тщательно подготовиться к съемке, подготовить помещение, настроить и проверить всё оборудование. Можно даже потренироваться ставить красивый и правильный свет на ком-нибудь из своих друзей или членов семьи. Попробуйте передвигать источники света с места на место, сажать модель в разные точки комнаты. Например, ближе или дальше от стены или от окна. Можете включить или выключить люстру, повесить на окно тюлевую штору или убрать её. Вариантов масса. В качестве источников света можно использовать и настольную лампу, и обыкновенный фонарик… Можно сделать хороший портрет и без вспышки… Современные фотокамеры работают сегодня на высоких значениях светочувствительности, а это позволяет снимать, в том числе и портреты, даже только лишь при свете пламени свечи.

Хочется думать, что всё то, о чем мы сегодня вам рассказали, позволит вам сделать некоторые выводы о том, что хорошие снимки получаются не у тех, кто может себе позволить приобрести дорогую и хорошую фотоаппаратуру, мощные и современные осветительные приборы, а у тех, кто умеет подходить к любому делу творчески. Никогда не забывайте, что фотографирует не фотоаппарат, а фотограф. Надеемся, что эта статья даст вам стимул к совершенствованию ваших навыков в фотографии, толчок к новым творческим находкам. Удачи вам!